Фича (англ. feature - особенность, необычное свойство, «фишка») - сленговое обозначение каких-либо необычных признаков какого-либо явления. «Фичей» могут выступать необычные программные возможности, особые функции, что-либо, что привлекает особое внимание. Из IT-сленга термин отчасти перекочевал и в обычную жизнь - необычные возможности техники (например, бытовой), интересный дизайн объектов, нестандартные функции также нередко называют «фичами». Иногда слово «фича» в речи заменяют созвучным «фишка». Блоги и посты, посвященные фичам, называют фичреквестами. Распространено крылатое выражение-неологизм: «это не баг, а фича».
Известные примеры фич
В игровой индустрии
- В игре StarCraft от компании Blizzard присутствовала ошибка - юнитзерговмуталиск начинал двигаться в сторону во время атаки, хотя должен был сохранять неподвижность. Однако эту недоработку признали удачей, так как муталиск, будучи живым существом, смотрелся куда естественней, атакуя в движении. В StarCraft 2 данный баг стал фичей.
- В игре Starship Titanic основной фичей выступает необычная система диалога. Игрок вводит свой вопрос к другому персонажу, система производит анализ ключевых слов и формулировок, после чего подбирает наиболее подходящий вариант ответа.
- В играх серии Earth 2150 фичей является конструктор юнитов, где боевые единицы собираются игроком из разных деталей - на корпус устанавливаются двигатель, пушки, генераторы щита и прочие устройства. Редактор очень сильно менялся от серии к серии.
- Главной фичей серии Dune всегда выступали черви - огромные существа, живущие в толще песка, способные уничтожить небольшую армию, причем им не важно, чью.
- Главной фичей MicrosoftOffice 2007 стал абсолютно новый интерфейс, кардинально отличающийся от заложенного самим Microsoft стандарта. Эту фичу уже начали заимствовать некоторые компании - например, аналогичным интерфейсом располагает AutoCAD 2009.
- У той же Microsoft в ОС Windows Vista в числе главных фич выступали интерфейсWindows Aero и DirectX 10. Причем первый основывался на втором. DirectX 10 обещала коренной прорыв в области компьютерной графики, но надежд не оправдала.
Связанные понятия
Фичекат (от англ. Feature Cut ) - обрезка фич. Удаление фич, которые являются излишествами, к примеру, переусложняя игровой процесс, или, в случае с ПО, не представляя необходимости (редкоиспользуемые функции).
Киллер-фича (от англ. Killer-feature - убийственная особенность) - определенная особенность или черта программного продукта, которая выделяет его на фоне конкурентов .
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Фича» в других словарях:
фича - сущ., кол во синонимов: 14 добавка (40) ерунда (177) опция (1) … Словарь синонимов
Фича - Специфика, черта программы, ее способность делатьчто то, англ. feature в значении черта, характеристика Бага, навриченная в докции фича … Словарь криминального и полукриминального мира
фича - От англ. feature – черта, характеристика. Специфика, черта, способность делать что то. Употребляется также по отношению к компьютерным программам. В этом и заключается главная фича нашей программы. Компьютерный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
фича - сл. feature отдельная функция, особая характеристика программы … Hacker’s dictionary
фича - от англ. feature 1) отдельная функция 2) особая характеристика программы … Словарь компьютерного сленга
киллер фича - Выдающаяся черта или характеристика программного продукта. Какая то особенная функция, отсутствующая у продуктов конкурентов. Произошло от английского выражения «killer feature» – убийственная особенность. Клик вил – это киллер фича айпода … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
1-я пролетарская ударная бригада - 1 я пролетарская бригада Иосип Броз Тито проводит смотр … Википедия
Кляич, Филип - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кляич. Филип Кляич серб. Филип Кљајић … Википедия
Не секрет, что многие великие открытия совершены благодаря удачной случайности. Относится это и к игровой индустрии. Ряд уникальных особенностей игрового процесса и геймдизайнерских решений появился на свет благодаря сбою или ошибке. Вспомнить хотя бы выдающийся бюст Лары Крофт — результат опечатки при оцифровке модели героини.
Игра Silent Hill для первой PlayStation шла очень нестабильно, из-за этого разработчики уменьшили дальность прорисовки, залив всё туманом. Этот туман сделал хоррор ещё загадочнее и атмосфернее. Изначально была багом возможность убивать собственных пособников в DotA .
О некоторых других удачных ошибках вспомнил в своём твиттере автор игры Quest of Dungeons Дэвид Амадор.
Bugs that were turned into features:
GTA 1 was initially planned as missions played as cop or criminal, testers felt game was boring. Later a bug started causing police AI to drive more recklessly and pursue the player persistently. They polished that part and changed the game pic.twitter.com/DdLMZuEXwd— David Amador (@DJ_Link) 23 апреля 2018 г.
Ошибки, которые были превращены в особенности.
Изначально в первой GTA полицейские должны были гоняться за преступниками. И тестировщики игру считали скучной. Позже случился баг, который заставил искусственный интеллект полицейских ездить более безрассудно и постоянно преследовать игрока. Разработчики довели эту часть до ума, и игра полностью изменилась.
During dev of Onimusha Capcom noticed a bug in the combat physics. Enemies could be launched into the air, by attacking them quickly they could keep them airborne. It didn"t fit the game, so they tested in Resident Evil 4, but eventually simply created a new IP, Devil May Cry pic.twitter.com/TSA647jGr5
— David Amador (@DJ_Link) 23 апреля 2018 г.
Во время работы над Onimusha команда Capcom заметила ошибку в боевой физике. Врагов можно было швырнуть в воздух, быстро атакуя их, чтобы они зависали над землёй. Это не вписывалось в концепцию игры, поэтому возможность протестировали в Resident Evil 4 , но в итоге просто создали новый проект, Devil May Cry .
Team Fortress 1 (a mod for Quake) had a glitch in which a player name would show in the wrong color, making it look like they were on the opposite team. An easy fix but devs decided to create the Spy class, based on deception and sabotage pic.twitter.com/oqfG1eoVgc
— David Amador (@DJ_Link) 23 апреля 2018 г.
В Team Fortress 1 (моде для Quake ) возник сбой, при котором имя игрока отображалось в неправильном цвете, что выглядело так, будто он был в противоположной команде. Это легко исправили, но разработчики решили создать класс шпиона, основанный на обмане и саботаже.
Space Invaders was built at a time where microcomputers were slow for games. Tomohiro Nishikado noticed that as he killed aliens and remove them from screen the game ran faster, it felt like difficulty was increasing. that side effect was turn into a feature pic.twitter.com/WYhO6t4fFS
— David Amador (@DJ_Link) 23 апреля 2018 г.
Space Invaders создавалась, когда микрокомпьютеры были слишком медленными для игр. Томохиро Нисикадо заметил, что игра ускорялась по мере того, как пришельцы умирали и пропадали с экрана. Но при этом сложность возрастала. Этот побочный эффект стал характерной чертой проекта.
Quake had a bug where pressing a direction key would add a unit in that direction, but final sum was never normalized, a combination of movements would increase top speed. Devs decided to leave it in and this became a standard in many other FPS until today, called Strafe-jumping
Многие люди, блуждая по просторам всемирной паутины, натыкаются на непонятное словечко «фича». Что это такое и почему встретить его можно даже в самых далёких уголках Интернета?
Фичи и баги - вечные гости в мире IT
Само слово заимствовано из английского языка. В переводе «feature» означает «характерная черта», «отличительная особенность». Таким образом, фича - это сленговое название тех признаков, которые отличают данный объект от остальных.
Так сложилось исторически, что чаще всего данное слово употребляется в тусовке IT-специалистов - программистов, верстальщиков, веб-дизайнеров. Можно сказать, что данное понятие идёт рука об руку с багом.
Термин «баг» также пришёл к нам из английского языка, в котором «bug» переводится как насекомое, жучок. История его возникновения интересна сама по себе: много лет назад, во время тестирования очередной вычислительной машины, учёные обнаружили в ней мотылька, застрявшего среди контактов электромеханического реле. Глупое насекомое, конечно же, было изъято, а затем помещено в особый технический дневник с припиской «Первый реальный случай, когда был найден жук».
Даже до этого момента термин «баг» применяли для обозначения разноплановых неполадок в электрооборудовании. А после этого все программисты планеты стали называть так ошибки, проявляющие себя в ходе выполнения программы. Как правило, причиной бага является не какая-нибудь серьёзная логическая ошибка, а небольшой недочёт, например, случайная описка в коде.
Так всё-таки фича или баг?
Теперь, когда вы знаете, что такое фича и баг, вы самостоятельно сможете провести черту между этими понятиями. Случается так, что найденные баги, то есть непредвиденные ошибки, выдаются за особенность, включенную в программное обеспечение или работу сайта специально. Отсюда и пошла шутливая фраза, облетевшая весь Интернет: «Это не баг, это фича!».
Конечно же, не стоит забывать (какой бы «крутой» ни казалась фича), что это в первую очередь ошибка. А потому баг всё-таки лучше исправить - как минимум для того, чтобы не допустить появления прорех в системе безопасности ПО.